В УИГ медиацией занимается Андрей Алпатов.

Если вам требуется помощь в решении конфликта,
прочитайте о медиации или сразу узнайте «как начать».

Что такое медиация

Медиация — это процедура урегулирования конфликтов, в которой участвует третья независимая сторона — медиатор. Он помогает людям договориться, когда им сложно самим прийти к соглашению.

Есть несколько основных принципов медиации. Они важны для того, чтобы процесс был прозрачным и комфортным для всех участников:

  • равноправие сторон,
  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • нейтральность.

Чаще всего медиацию применяют чтобы решить семейные споры, или чтобы урегулировать конфликты в бизнесе.

Как происходит медиация

Сам процесс медиации — это переговоры. 

  1. Осведомленность. Обе стороны должны быть в курсе того, что будет происходить. Медиатор предварительно встречается или созванивается с участниками, проясняет ситуацию. 

Важно: медиатор оценивает, насколько с конфликтом можно работать в формате медиации. Иногда это невозможно, например, когда затронуты интересы третьего участника, но он не собирается участвовать в переговорах.

  1. Работа с эмоциями. Если люди не могут договориться, у них часто возникает много сильных эмоций по отношению друг к другу. Медиатор помогает с этим справиться. Иначе будет сложно решать конфликты, а тем более, искать взаимные выгоды. Также медиатор следит, чтобы участники вежливо общались, не допускает оскорблений и резких высказываний.
  2. Обучение коммуникации. Часто участникам конфликта сложно говорить, обращаясь к другой стороне. Медиатор обеспечивает проведение ровных, гладких переговоров. Буквально учит клиентов прямым коммуникациям. И организует разговор так, чтобы участники смогли найти лучшие решения для обеих сторон.
  3. Проверка на на реалистичность. Когда негатив проходит, на эмоциональном подъеме люди могут найти много прекрасных вариантов. Медиатор заботится о том, чтобы эти решения можно было выполнить. Если через некоторое время участники обнаружат, что наобещали того, что сделать нельзя — конфликт разгорится снова.

Заключение соглашения. Стороны заключают медиативное соглашение. Оно может быть устным: участники проговаривают решение, способы выполнения и санкции в случае невыполнения. Соглашение может быть письменным: стороны подписывают его и передают юристу, который оформляет договор. Этот договор становится официальным документом, который признает суд.

Когда нужно обращаться к медиатору

Основные направления медиации — это семейные конфликты и разногласия в бизнесе. Как правило, к медиатору обращаются, когда конфликт уже достаточно сильный. Нередки случаи, когда суды отправляют на медиацию семейные пары в процессе трудного развода.

Конечно, в идеале конфликт стоит разбирать до суда. Чем раньше участники обратятся за помощью, тем лучше. Пока между сторонами есть хоть какой-то контакт — можно быстрее договариваться и находить разумные для всех решения. Когда в разгаре «война», люди часто стремятся уже не к выгоде, а мести.

В процессе медиации люди учатся общаться, и эффект получается долгосрочный. Однажды научившись правильно и экологично быть в конфликте, можно применять этот навык в других ситуациях.

Большое преимущество медиации по сравнению с судебным разбирательством — то, что это не такой длинный и дорогой процесс. Для семьи судебная битва может окончательно разрушить отношения, и если можно этого избежать — то лучше это сделать.

Если говорить про бизнес, юридические отделы компаний бросают много сил на конфликт. В итоге он может превратиться в затяжную войну с выставлением встречных исков и подключением дополнительных ресурсов. Медиация требует намного меньше усилий и гораздо выгоднее в деньгах.

Результаты медиации

Одна из сильнейших сторон медиации — измеримый результат. Всегда видно, получилось ли договориться. И если в психологическом консультировании результаты становятся заметны на долгосрочной дистанции, то в медиации результат наступает намного быстрее.

К медиатору приходят с сильным конфликтом, который уже разгорелся.

Если всё получилось:

  • стороны уходят с пониманием, что делать дальше,
  • есть решение или набор решений, которые они могут пробовать применять,
  • становится понятна взаимная ответственность,
  • есть видение санкций в случае невыполнения договоренностей.

Если же договориться не получилось, медиация все равно принесет пользу. Навыки прямых переговоров останутся в арсенале участников. Люди научатся прямо и четко обозначать свою позицию, и слышать позицию другого.

Как начать

Первый этап — узнать о готовности к разговору того, с кем происходит конфликт. Крайне важно, чтобы обе стороны были готовы пробовать разобраться с конфликтом.

Дальше договориться о встрече с медиатором. Чаще всего первая встреча необходима, иногда достаточно телефонного разговора.

Если после встречи стало понятно, что медиация возможна и подходит — выбираем время.

Сама медиация это одна или несколько встреч продолжительностью 1,5-2 часа. Встречи происходят на Белинского 55.

Стоимость часа работы медиатора от 1500 рублей.