C 2021г. УИГ является ассоциированным членом Европейской ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). Для тех, кто практикует гештальт-подход профессионально, разработаны общие стандарты обучения, которым следуют институты-члены ассоциации. Студент, освоивший программу в соответствии со стандартами, может стать членом ассоциации.
Стандарт в часах выглядит следующим образом:
- 600 часов теории и методологии
- 150 часов супервизии
- 400 часов практики
- 250 часов личной терапии
- 50 часов на выбор по усмотрению студента
Итого, минимум 1450 часов в течение минимум 4 лет обучения. Значительную часть часов вы набираете, обучаясь на базовой программе. Однако для полного выполнения всех критериев, в институте предусмотрена «третья ступень», которая включает в себя специализации для углубления навыков и знаний в различных областях психотерапии и консультирования, набор необходимого объема практики и супервизии.
Регламент соответствия требования EAGT. Стандарт для гештальт-терапевта.
Первая ступень
Студент приходит на 1 курс, в ходе которого происходит групповая терапия в режиме пятидневных сессий в течение одного календарного года. За первый курс в случае полного посещения, студент набирает 200 часов групповой терапии. Так как в нашей программе на первом году обучения не предусматривается преподавание методологии, то эти часы могут быть засчитаны в соответствии с требованиями.
В начале обучения мы также рекомендуем студентам начать свою личную терапию в гештальт-подходе с рекомендованным нашим институтом гештальт-терапевтом. Таким образом студент уже на первом курсе начинает набирать обязательные часы терапии. Для студента есть обязательное требования пройти минимум 50 часов личной терапии в ходе первой и второй ступени обучения. Остальные часы необходимо набрать до окончания третьей ступени. Многие студенты уже на второй ступени приближаются к обязательным по требованиям EAGT 250 часам личной терапии при еженедельном посещении.
Первую ступень студент завершает прохождением обязательной процедуры перевода на вторую ступень, в формате индивидуального собеседования с преподавателем.
Вторая ступень
Вторая ступень длится 2,5 календарных года и состоит из второго и третьего курса базовой программы. На втором и третьем курсе студент двигается от теоретических и методических основ к более узким и специфичным навыкам и знаниям в гештальт-подходе. Обучение преимущественно состоит из пятидневных сессий (также есть 2 трехдневки, одна двухдневка и лекции «введение в психотерапию»). Также в программе предусмотрена уникальная двухдневка «Гештальт за пределами терапии», которая имеет профориентационный эффект. Студент определяется с выбором своего дальнейшего пути и решает, будут ли он использовать гештальт-подход в психотерапевтической работе или в других профессиональных плоскостях.
Между вторым и третьим курсом второй ступени студент пишет теоретический экзамен по базовым аспектам гештальт-подхода. Его успешное написания является необходимым для перехода на 3 курс.
Завершение второй ступени (трех курсов) обучения является достаточным по образовательным стандартам РФ для получения диплома о профессиональной переподготовки. Поэтому в конце третьего курса происходит защита дипломных работ под супервизию и в случае удачного ее прохождения, студент получает диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
При прохождении второй ступени студент набирает 435 часов теории и методологии гештальт-подхода.
Также в середине второго курса студент может начать посещать тьюторские группы. Которые выбирают те, кто планируют быть гештальт-терапевтами. Работа в такой группе идет в зачет супервизионных часов и является супервизией для начинающих терапевтов.
Третья ступень
К участию в третьей ступени допускаются выпускники базовой программы, которая длится 3,5 года — она же 1 и 2 ступени. Параллельное обучение на третьей ступени возможно только для студентов 3 курса после дополнительного согласования с администрацией.
Третья ступень — это выполнение совокупности требований, соответствующим стандартам EAGT.
Отсутствие защищенной дипломной работы не является прямым препятствием к обучению на 3 ступени. Но является обязательным условием для получения сертификата об окончании третьей ступени.
Третья ступень реализована с помощью:
1. Длинные специализации. В соответсвии с законодательством РФ эти программы являются программами повышения квалификации.
Студент выбирает область, в которой он планирует свое профессиональное развитие.
Регулярные специализации УИГ:
- «Гештальт-подход в работе с детьми и подростками»
- «Работа с психопатологией в гештальт-подходе»
- «Работа с группами в гештальт-подходе»
- «Использование метафорических ассоциативных карт в гештальт-подходе»
- «Коучинг в гештальт-подходе»
Задача студента набрать не менее 165 часов в интересующей его области и выполнить аттестационные мероприятия Специализации, если они предусмотрены программой. Обычно для набора часов требуется около 2-3 Специализаций. Но наши студенты, выбравшие своей специальностью гештальт-терапию, набирают обычно большее количество часов.
2. Индивидуальная терапия.
Студент продолжает набирать часы индивидуальной терапии. К моменту окончания третьей ступени, студент набирает не менее 250 часов личной терапии, обычно — намного больше. Подтверждение часов терапии осуществляется письмом от рекомендованного терапевта в свободной форме, в которой указана длительность работы, сроки, ФИО студента и ФИО терапевта. Допускается смена терапевта в ходе набора часов, но учитывается важность длительных терапевтических отношений.
3.Супервизия.
К окончанию третьей ступени студент набирает не менее 150 часов супервизии. В УИГ работают регулярные супервизорские группы, которые идут в зачет сертификационных требований. Также студент работает регулярно в индивидуальной супервизии с рекомендованным супервизором.
4.Практика
Со второй ступени, при поддержке супервизоратьюторской группы, студент начинает работу с клиентами. Групповую работу на старте практики мы обычно не рекомендуем, если нет возможности работать с более опытным со-ведущим.
В течение 2-3 лет регулярной работы студент набирает не менее 400 часов работы с клиентами. Обычно в начале практики количество клиентов сильно ниже, чем к концу третьей ступени. Поэтому точного критерия, сколько клиентов в неделю необходимо принимать, мы не устанавливаем.
Часы практики студент подтверждает дневником самоанализа, который использует для работы с супервизором и может, в случае необходимости, предоставить для рассмотрения на комиссии.
Если студент работает в знакомой УИГ организации, то может быть достаточно подтверждения часов практики с места работы письмом с характеристикой, в котором указывается ФИО студента, количество отработанных часов, отзыв о профессиональных качествах и проделанной работе, ФИО куратора.
В случае наличия информации, УИГ информирует о наличии вакантных мест для практики у дружественных организаций (телефон доверия, детский центр, хоспис, кризисные центры, социальные центры).
На второй ступени после подписания этического кодекса и официального разрешения о старте практики, УИГ рассказывает о том, как и где искать клиентов и другие важные организационные моменты на этапе начала работы гештальт-терапевтом.
5. Мы приветствуем участие студентов в Фестивалях, Конференциях и Интенсивах.
К концу обучения на третьей ступени студент набирает не менее 50 часов по своему усмотрению, но обычно — намного больше.
Сертификация по итогам третьей ступени.
Решение о сертификации принимает сертификационная комиссия. Студент предоставляет все свои документы, подтверждающие пройденное обучение и набор часов. А также сопровождающее письмо, характеризующее его профессиональные качества. Комиссия знакомится с предоставленными документами и приглашает студента на собеседование.
При отсутствии базового психологического образования, кандидату может быть предложено прохождение базовых теоретических психологических дисциплин вольным слушателем в классическом образовательном учреждении.
При принятии решения комиссия большое внимание уделяет соответствию профессиональных и личных качеств кандидата этическим нормам.
Наличие сертификата об окончании третьей ступени является весомым аргументом для присвоения выпускнику статуса рекомендованного терапевта УИГ.