Услышать себя через свой голос

10 января 2019
165 0

Голос — это не просто звук. Это и дыхание, и мысли, и чувства, и самоощущение, уверена музыкант и гештальт-терапевт Наталья Санина. Работа с голосом по ее авторской программе — это форма телесно ориентированной психотерапии. Наталья — уникальный специалист в этой сфере. В нашем институте она проводит серию терапевтических занятий «Услышать свой голос».

Наталья, расскажи, какая связь может быть между голосом и психотерапией?

Если человек идет в длительную терапию — узнать себя, наладить взаимоотношения с окружающими, то в процессе работы с терапевтом у него меняется и звучание голоса. Это психофизиологический процесс. Когда человек решает свои психологические проблемы, то в процессе он постепенно снимает и зажимы тела, поэтому его голос начинает звучать по-другому. Или бывает иногда наоборот: люди хотят петь или красиво звучать, идут к специалисту по голосу, а в процессе работы у них происходят изменения в личности, в восприятии себя. Это как две стороны одного процесса, и я в своей программе объединила их.

Я по первому образованию музыкант, по второму — гештальт-терапевт, и мне нравится интегрировать подходы. Я использую в психологической работе голосовые, речевые упражнения, дыхательные, вокальные. Это одновременно и инструмент диагностики проблем, и мостик к последующей терапии. В этих упражнениях обнаруживаются непроявленные чувства, проблемы во взаимоотношениях. Бывают и неглубокие, поверхностные зажимы, которые можно этими упражнениями снять совсем.

Как получилось, что ты выбрала такую необычную специализацию?

Я с детства люблю петь. Всю жизнь занималась музыкой, дирижированием, хоровой подготовкой. Обучала людей пению, работала с детьми. У меня была своя школа развития — все через голос, через пение. Я придумала много голосовых упражнений. Работала с беременными — учила практиковать обезболивание с помощью голоса, общение с ребенком.

Когда родился мой сын, у него диагностировали аутизм. Я строила свой контакт с ним через голос. Я много пела ему, много придумывала голосовых упражнений. Потом эти упражнения легли в основу занятий с родителями аутичных детей. Я общалась с моим сыном, передавая эмоции через голос. Свое настроение выражала голосом. И у него сохранились эмоции, хотя обычно у аутистов они бывают нарушены. Мой сын звуком своего голоса передает разные эмоции и я его понимаю.

Тело, голос, психология — эти слова пришли мне в голову когда я была в декрете. Я решила пойти учиться в гештальт-институт. Когда училась, на одном из занятий терапевт сказал мне: «Ты слышишь, как звучит твой голос?». И я поняла, чем я хочу заниматься. Все соединилось в одну картину. Я стала проводить занятия с коллегами, и в итоге создала свой тренинг. «Голосовой тренинг как опыт самопознания» — тема моего диплома в гештальт-институте.

Как именно можно понять себя через тело и голос?

Те эмоции, которые мы осознаем, — проявляются и в мимике, и в глазах, в жестах, в движениях тела. Если же эмоции заблокированы, забыты, задвинуты — проявляются они в зажатости рук и ног, груди, дыхания. Когда дыхание напряжено — то и голос напряжен. Если голос разнообразный, то и проявления эмоций более разнообразны. Когда голос монотонно звучит — значит что-то скрыто, значит есть внутренний запрет на какие-то чувства.

На тренинге мы расширяем диапазон голоса, пытаемся звучать «на разных этажах» — регистрах звука. Проверяем где нам легко звучать, где тяжело, что хочется проскочить, где становится страшно. Иногда голос «прячется» в среднем регистре, даже не потому, что это удобно, а просто для безопасности.

Мы изучаем резонаторы в теле, какие чувства там живут, какие из них мы проявляем, а какие не можем или не умеем, какие были раньше, но давно уже не звучали. Эмоция — это желание звучать, импульс, желание ее выразить. Импульс от эмоции в теле — это дыхание и голос: связки натягиваются, все тело приходит в движение (диафрагма, желудок, кишечник). Если импульс сильный — возникает мощная вибрация. Если слабый — вибрация слабая, голос тихий. Вторичная реакция — когда импульс сильный, но потом он останавливается. Тогда видно, что дыхание подавлено, голос задержан, зажим возникает на уровне грудной клетки, горла, челюсти. Если это привычный паттерн поведения, то зажим будет очень сильный, глубокий, и с ним нужно будет разбираться: зачем и когда он возник. Нужно устранять сам механизм появления зажима при помощи психотерапии. И тогда, если докопаться до причины и разобраться с ней, то и голос и тело освободится.

Какие задачи можно решать с помощью таких занятий?

Приблизиться к себе настоящему. Понять себя, научиться свободно проявлять себя, чувства, эмоции. Позволить себе быть разнообразным, прозвучать то, что обычно не позволяешь себе, что застряло. С помощью голоса можно оживить тело, если оно зажато.

Неважно когда произошла тяжелая ситуация, тело замирает, чтобы не чувствовать боли. И это замирание становится привычным на долгие годы. На занятиях можно вернуть телу чувствительность. И через голос можно будет прозвучать эту боль, продышать ее, прожить, даже если она сильная. Погрузиться в чувства и выпустить их наружу. Рассказать их через голос человеку рядом, в группе.

Мне нравится работать именно в группе: люди учатся слышать и себя, и других — своими мышцами. Когда я слушаю другого человека — у меня напрягается голосовой аппарат на его голос, я могу ощутить это. Могу почувствовать где находится его зажим. В группе можно выйти за рамки привычного. Звучит сразу много голосов, поэтому создается безопасность попробовать себя новым необычным способом. Приобрести опыт выхода за рамки привычного.

В процессе таких занятий можно взглянуть на себя со стороны. Понять свой тембр, регистр, звучание. Есть взаимосвязь между голосом и поведением человека в жизни. Я убеждена, что широкий диапазон голоса — это и широкий диапазон других возможностей. Многозвучие голоса, тембра — говорит о глубине переживаний человека. Параметры голоса параллельны поведению человека в жизни. Самая важная параллель — дыхание и общение. Дыхание — это набросок будущего звука. Где есть взаимодействие — есть дыхание и звук. Нет взаимодействия — дыхание зажато. Работа с голосом меняет и поведение.

Кто еще ведет подобные занятия?

Других таких занятий почти нет. Больше занимаются ораторским искусством, или постановкой и освобождением природного голоса. Голосовой йогой. У нас поиск природного голоса тоже есть. Но здесь уникально то, что голосовой тренинг соединяется с психотерапией.

Чем вы будете заниматься на этих занятиях?

В группе будет 10 занятий. Первая часть — «Я у себя есть». Это телесная работа:

  • Оживление и пробуждение себя через голос: дышу, звучу, живу.
  • Познание себя через голос, чувства, которые звучат или молчат внутри меня. Встреча с внутренним ребенком, взрослым, родителем. С мужской и женской частями. Исследование собственных границ через голос.
  • Самовыражение через голос. Высвобождение заблокированных чувств. Речевая защита границ.
  • Поиск собственного природного голоса.

Вторая часть — «Я в контакте с другими»:

  • Взаимодействие, проживание социальных ролей, понимание чувств и переживаний другого человека через свой голос.
  • Исследование, как меняется поведение человека под воздействием моего голоса. Как ситуация может измениться если я поменяю способ звучания.

29 января начнется цикл занятий «Услышать свой голос». Приходите!

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

Оставить комментарий

* обязательно к заполнению