Для кого эта программа?
Цикл семинаров подойдет психологам, работающим с детьми. Студентам, заинтересованным в начале психологической практики. Социальным работниками. А также родителям.
Возможности программы
Цикл семинаров позволит познакомиться с работой с детьми и семьями с позиций гештальт-подхода. Познакомиться с коллегами и наладить новые профессиональные связи. Получить инструменты: методы, техники и приемы, используемые в работе. На семинарах будет пространство для разборов случаев из собственной практики. По окончании обучения выдаем сертификат и свидетельство о повышении квалификации.
Темы семинаров
Семинар 1. Особенности первого контакта с ребенком. Дети и взрослые – в чем отличие?
Введение в детскую психотерапию: принципы, правила, отличия от работы со взрослыми клиентами, техническое оснащение.
Детский терапевт: что есть у детского терапевта: надежды, тревога, страх, другие чувства терапевта.
Родитель: что есть у матери/ отца — надежда избавиться от боли, разозлиться, уйти, поиск в помощи.
Диагностика в процессе первого контакта. Беседа с родителями: с ребенком или без? Родительские представления. Выяснение родительского запроса и сопоставлении его с потребностями самого ребенка. Диагностика – как начало психотерапии.
Организация пространства. Заключение контракта.
Семинар 2. Детская Гештальт-терапия. Что в фокусе?
Треугольник Терапевт-Родитель-Ребенок.
Терапевт: ответственность за управление процессом, за результат; контрперенос; ожидания/опасения от себя как от терапевта, страхи, собственные ограничения.
Родитель: проблематика самого родителя; отрицание особенности ребёнка; cтрахи, опасения родителя; ревность матери к психотерапевту; cопротивление родителей терапевтическому процессу ребёнка.
Ребёнок: виды сопротивления и их проявления у детей и как с этим работать.
Семинар 3. До рождения и первый год.
Шесть базовых движений. Привязанность.
Фундаментальные движения, возникающие между родителем и ребенком в течение первого года жизни, влияние на жизнь взрослого человека.
Как детские предпочтения двигаться по отношению к значимым людям формируют скрытое ядро взрослого переживания.
Динамика отношений между терапевтом и клиентом в контексте шести базовых движений.
Теория привязанности. Отличие отношений в здоровой привязанности и в зависимости.
Тиски роли «идеальной матери». Понятие «достаточно хорошая мама». Страхи у детей, их источники и пути работы с ними.
Ловушка «идеальной мамы» для психолога.
Семинар 4. Семья как система.
Психологическое сопровождение семьи. Особенности психотерапии и консультирования семьи в зависимости от возраста ребенка и уровня проблем.
Феномен семьи как системы. Особенности работы с семейными «симптомами» в гештальт-подходе. Метод семейной генограммы в психологическом консультировании.
Вопросы власти и межличностного влияния в отношениях между членами семьи, между терапевтом и клиентом, сопротивление изменениям и защиты семьи.
Проблемное поведение ребенка в семье как метафора родительских трудностей: кто виноват, что делать и кому отвечать.
Связь поведенческих и аффективных нарушений у ребенка с отношениями внутри семьи. Техники диагностики и коррекции родительско-детских отношений.
Консультирование и психотерапия с группами родителей. Виды групп для родителей, инструменты и методы работы с ними.
Семинар 5. Проблемы поведения, работа с симптомами. Группы.
Четыре фазы в работе с детским гневом.
Поведенческие проблемы: гиперактивные дети, назойливость, застенчивость.
Соматические симптомы : «психосоматическая семерка», энурез / энкопрез.
Правила работы детских групп: организация пространства, план проведения занятий, размер групп разных возрастов. Этапы проведения групповой работы, фазы групповой динамики детских групп.
Семинар 6. Работа с психотравмой в Гештальт-подходе с детьми.
Симптомы точечной травмы.
Что происходит в мозге при травматических ситуациях и как мы можем на это влиять.
Алгоритм работы с телом, контейнирование сложных эмоциональных переживаний, схема циркуляции страха, метод Соматического Проживания (Питер Левин).
ПТСР у детей, смерть родственников, развод родителей.
Практики центрации для получения ресурсного состояния.
Метафорические карты при работе с детской психотравмой.
Семинар 7. Особые дети.
Ментальные нарушения у детей.
Аутизм и РАС( как понять, чему учить).
Развитие основных навыков у детей с аутизмом.
Синдром Дауна или «солнечный ребёнок».
Возможности гештальт-терапии в работе с особенными детьми.
Работы команды и в команде в контексте особенных детей.
Самые нелепые мифы об особом детстве.
Семинар 8. Работа под супервизию. Завершение.